Обзор стереосистемы. Maxonic со товарищи
Артём Аватинян, Stereo&Video, март 2010
Звуковой ансамбль из компонентов, принадлежащих разным звуковым школам, точно вышколенный симфонический оркестр (скажем, Берлинский филармонический времен Караяна, или оркестр Ленинградской филармонии — Мравинского) демонстрировал чудеса оживления музыки, сокрытой в теснинах CD и винила…
Увидев название статьи, всякий подумает: кто такой этот Maxonic — ну, тот, что «со товарищи»? Простительные мысли: я бы так же подумал, если б не был автором этих строк. Большой интерес к данной системе и как следствие — настоящая публикация обусловлены в первую очередь присутствием в ней рупорной акустики японской марки Maxonic, которая недавно появилась на отечественном рынке High End, да и в Старом и Новом свете почти неизвестна (журнальных публикаций мне не удалось отыскать).
Во время посещений московского High End-салона «Коллекция» (там проходили этапы тестирования) выяснилось, что акустическая пара весьма необычной, даже экзотической конструкции обладает очень высоким музыкальным потенциалом, а некоторые ее звуковые особенности — так просто выдающиеся. «А как же иначе, при такой-то цене», — подумает читатель. Ниже скажу и о цене.
В изделии прослеживаются черты японского характера: самодостаточность, обособленность, видение своего особого пути...
Рупорные громкоговорители, подмагничивание, непростая коаксиальная система, корпус из фанеры на основе древесины дугласовой пихты… Вместе с тем надо отметить, что звучание ориентировано на общемировые классические эталоны (тут можно вспомнить нынешних японских классических музыкантов, побеждающих на международных конкурсах, энергично постигающих европейскую культуру, вспомнить камерный коллектив Bach Collegium Japan, ведомый Масааки Сузики и исполняющий гениальную музыку Лейпцигского кантора едва ли не лучше немцев). Сплав почитания собственной «старины глубокой» с культурной и технологической экспансией вообще характерен для нынешней Японии. Есть что-то общее между японскими сверхэксклюзивными CD-изданиями (читайте о них в этом номере) и компонентами уровня Maxonic.
Достоинства 110-килограммовых «гаргантюа» Maxonic со свитой проявились не сразу — первые пробы не убеждали, однако со временем усилия дистрибьюторской компании, представляющей этот и другие компоненты-фигуранты, дали позитивный результат. Работа заключалась в «прогреве» компонентов (в первую очередь, конечно, прибывшей сравнительно недавно акустики), но главным образом — в гармонизации всего тракта.
Я был свидетелем звуковых проб с разным усилением, разными кабелями — иногда звучание очень нравилось, иногда оставляло желать много лучшего. Другие изделия из Страны восходящего солнца в данной конфигурации — это кабели Acrolink, MC-звукосниматель Koetsu, а также стойки и изолирующие плиты TAOC.
Есть продукты из Италии — CD-проигрыватель и ЦАП Lector, из Германии — проигрыватель винила TW Acustic; в усилительной части работали компоненты сербской марки NAT. Как видите, коллектив интернациональный — соответствующий принцип компоновки аудиосистем давно стал нормой в High End. Скажете, смешение культур, школ? Разноголосица, эклектика, мешанина? Ничего подобного — звук получился классный…
Звучание конфигурации близко тому, что, в сущности, является высшей целью аудио — я говорю о преодолении ощущения искусственного звучания (аудио как такового) и проявлении музыки — естественных, тонко структурированных звуковых образов, организованных по законам искусства. Но не буду опережать событий, отходить от давно сложившейся и повсеместно принятой структуры подобный журнальных статей: сначала проза (конструкция и прочие умозрительные вещи), а уж потом поэзия — звуки музыки.
Хотя в данном случае речь идет не только об акустике, пускай такой неординарной, сколько о системе как едином звуковом организме, первую скрипку в ансамбле играет все-таки Maxonic TW-1100.
Главной конструктивной особенностью акустики Maxonic являются активные магнитные системы всех излучателей.
Мне неизвестно, реализуется ли в какой-либо другой современной акустике подмагничивание, неновая идея, обещающая существенно более высокую линейность в магнитной цепи (в теории, естественно). Почему же идея практически забыта, коль она хороша? Производителю важно не только создать очень хорошую АС, но и продать ее. Вероятно, непросто убедить людей в преимуществах подмагничивания, ведь повсюду в дорогой акустике используются постоянные магниты, да и инерцию представлений не отключишь — кнопки такой нет. Наконец, система с подмагничиванием очень дорога.
Как ни странно, наиболее убедительный общий (формальный) аргумент в пользу того или иного продукта, особенно обладающего столь экзотической конструкцией, — именно цена. Конечно, «дорого значит очень хорошо» — не более чем приманка: мы-то знаем, что ценник свидетельствует главным образом о намерениях, о затраченных средствах, а не о качестве звучания, то есть не о том, насколько эффективно освоены средства.
Человек читает в журнале Stereo&Video (а больше просто негде) о Maxonic и других компонентах — о системе за пару сотен тысяч в иностранной валюте, думает, «должно быть, хорошо», решает послушать, благо билетов на музыкальное представление покупать не надо, и убеждается: не просто хорошо…
Нижнюю и среднюю полосы Maxonic излучает по коаксиальному принципу: СЧ в рупорном оформлении расположен в центре басовика и, судя по спецификациям, охватывает полосу 1–7 кГц, то есть почти три октавы, причем частоты раздела располагаются вдали от зоны наивысшей чувствительности слуха. В жерле рупора можно видеть элемент, напоминающий тюльпанообразный волновод Tannoy (Tulip Waveguide). Объединение в коаксиальной системе нижней и средней полос необычно — как правило, объединяются средняя и верхняя. Твитеру тоже придан рупор.
TW-1100 комплектуется тремя отдельными блоками питания (эксайтерами) EX-101, которые обслуживают ВЧ-, СЧ- и НЧ-излучатели (ВЧ-головки обеих АС и т.д.).
Потребители сверхдорогой аудиотехники зачастую пребывают в перманентном поиске звукового оптимума. Maxonic предоставляет широкие возможности для экспериментирования: можно устанавливать разный ток подмагничивания по каждому из трех частотных разделов (в диапазоне четырех позиций с максимумом 13 В). Мало того: конструкторы предусмотрели пару аттенюаторов для коррекции АЧХ — ручки спрятаны в нише прямоугольного порта на лицевой стенке колонки. Кстати, в чреве крупного порта предусмотрена решетка; «орел» и «сырая темница» ни при чём: если в семье есть кошки, хомячки, канарейки и т.д., то волноваться не стоит — пускай плодятся и размножаются, малышам в колонку не забраться. Итак, вариантов инсталляции очень много, т.е. велики возможности и шансы найти свой звук.
Главный герой повествования — Maxonic, поэтому о других частях конфигурации скажу коротко.
Итальянские цифровые источники Lector: CD-проигрыватель CDP-7T (функционировал в качестве транспорта) и ЦАП Digicode 2.24 — самые доступные электронные компоненты в системе — показали себя наилучшим образом. Проигрыватель винила TW-Acustic Raven One с тонармом Vivid Two и звукосниматель Koetsu Black — младшие модели в каталогах соответствующих производителей. Среди компонентов NAT разработки Дежана Никича выделяют моноблоки Magma (специальная версия) на могучем прямонакальном триоде 450 TH — 160 Вт в классе (похоже, мировой рекорд в соответствующем классе). Magma работали в 40-ваттном режиме, достаточном с учетом чувствительности Maxonic 104 дБ.
Немало недоразумений случалось по поводу пресловутой «высокой верности звуковоспроизведения», не по-нашему, high fidelity. Как известно, разные компоненты, а тем паче системы, звучат, да и всегда будут звучать по-разному, причем, чем дороже тракты, тем более «по-разному».
Значит ли это, что одно звучание более верное, другое менее? И да и нет. Да, потому что время от времени в звучании обнаруживаются вещи непростительные, более или менее мешающие свободному истечению музыки. А нет — в той степени, в какой по-разному звучит музыка — в разных концертных залах, в разную погоду, с луной в разных фазах, с Венерой в Водолее и т.д., Ну а диск — винил это или CD — не более чем кусок пластика, и что за музыка в нем — тайна за семью печатями. Аудиосистема — это средство для извлечения музыки из записи. В идеале именно музыки, а не звука. Как топор должен быть из хорошей стали, должен быть остро наточенным и иметь ладное топорище, так и система — инструмент для распечатывания музыкальных консервов — должна быть адекватна возложенной на неё задаче (кстати, именно так уничижительно — музыкальными консервами — называл свои записи гениальный русский пианист В.В. Софроницкий; в следующем году исполняется полвека со дня его смерти). Все эти пространные слова сказаны, чтобы обосновать такую важную и неотъемлемую часть High End, как стиль. «Стиль как нос — двух одинаковых не бывает» — заметил Козьма Прутков. Звуковой стиль описываемой системы неординарный, ничего подобного мне слышать не доводилось. Препоны, звуковые шлюзы между музыкантами, запечатлевшими свое творчество в записях, и мною как слушателем, кажется, попросту отсутствовали. Был ли это тот самый Hi-Fi — псевдокорректное, аккуратное, отрешенное звучание? По правде сказать, не знаю. Знаю, что было много музыки. Всякий раз, бывая на концертах, я задавался вопросом: как кратко и ёмко определить различие между аудио и живым звучанием? И отвечал себе: различие — в близости музыки, уж не знаю, насколько это кратко и ёмко. При прослушивании данной системы музыка была близко, рядом, ощущался ее… запах.
Система воспроизводила множество музыкальных записей, по преимуществу на виниле. Нет возможности, да и смысла рассказывать о тестировании последовательно, поэтому остановлюсь на том, что же в этом звучании самое главное?
Пожалуй, это динамический диапазон. Я обещал сказать о цене. Так вот: такая динамика стоит и должна стоить очень дорого. Мало того, что звуковой масштаб воспринимался как стопроцентный, — не было ни малейших ограничений динамики на краях шкалы. Наибольшее впечатление на меня произвели эти «края», особенно микродинамическая тонкость, узорчатость, покоряюще красивые плавные нисхождения, погружения в область неслышимого. В результате многочисленные мгновения тишины, которых немало в музыке (общие или разбросанные в разных линиях звуковой полифонии), не воспринимались как прорехи, дыры в живой музыкальной ткани. Эти качества совершенно необходимы для бережной передачи внутренней логики интерпретаций, для передачи естественной акустической атмосферы, особенно в случаях, когда она деликатно запечатлена в записях. Система убедительно показывает, что динамический диапазон — это не соотношение между «предельно тихо» и «предельно громко», а диапазон свободного и неискаженного музыкального пространства. Постоянно ощущался динамический запас, отчего возникало чувство полной свободы, необыкновенной открытости, щедрости звучания. Звучание, нередко довольно громкое — не вызывало утомления, которого я ждал, так как прослушивания проходили вечерами, на несвежую голову.
Если же говорить о пресловутой скорости звука (аудиофильский термин, не всегда принимаемый слушателями-музыкантами), то она очень высока во всем частотном диапазоне. Ни на секунду и ни в чем моноблоки NAT Magma не дали слабины.
Музыкальная сцена убеждала благодаря крупному объёму, подробному рельефу и интонационной связности пространственного сюжета. В конкретной инсталляции ощущалась небольшая разреженность событий в центре и уплотнение сюжета при приближении к колонкам. Откровенно говоря, ни одна корпусная акустика не может соперничать в этом с электростатами — эрудированный читатель догадывается, какой марки.
А как необыкновенно экспрессивно, изысканно звучал винил! В многоголосном хоре явственно проступал почерк Koetsu Black. По-настоящему звук раскрылся, когда на повышающем трансформаторе Koetsu мы изменили нагрузку с 47 кОм на 8,2 кОм. Наслаждаться музыкой на CD удавалось лишь после отвлечения от винила минут на двадцать.
Нижний регистр Maxonic глубокий, по-настоящему музыкального качества. Такой бас — неотъемлемая часть музыкального организма, а не просто низкочастотный протез, пускай эффектный. Может ли вообще бас быть глубже? Определенно, да. А нужно ли это? Считаю, нет. На доводы вроде «пускай будет — пригодится» отвечу вопросом: стоит ли тратить огромные деньги на то, что может оказаться востребованным в одном случае из миллиона? Ну, есть большие концертные органы с 32-футовыми трубами, способные передавать 16-герцовые тоны. Можно синтезировать такие частоты… Но сколько придется доплатить за один случай из миллиона… В каталоге Maхonic есть старшая модель с более крупным вуфером, вероятно, она существенно дороже TW-1100. Кто потенциальный покупатель? Возможно, тот, кто ломает голову, какое аудио разместить в седьмой комнате пятой башни свежеприобретённого родового замка…
«В гамме мировых мер есть точка, где переходят одно в другое воображение и знание, точка, которая достигается уменьшением крупных вещей и увеличением малых: точка искусства» — писал Владимир Владимирович... Набоков (а вы о ком подумали?) В гамме аудиомузыкальных ценностей данная система — это, несомненно, точка искусства.
В довольно объёмном материале я не сказал и десятой доли того, что можно было и хотелось сказать о системе, об отдельных ее компонентах, о звучании — полный рассказ впору выпускать отдельным более объёмным приложением к журналу. Но что слова: систему можно послушать. По понятной причине москвичи имеют преимущество, и последнее тем больше, чем ближе интересующийся к столичной Сухаревской площади.
Вся система
6 691 700 руб ($224 900)
Проигрыватель винила
TW-Acustic Raven One с тонармом Vivid Two (273000 руб.)
Головка звукоснимателя
Koetsu Black (82000 руб.)
Повышающий трансформатор
Koetsu (188200 руб.)
Фонокорректор
NAT Signature Phono(257000 руб.)
CD-проигрыватель
Lector CDP-7T (135000 руб.)
Цифроаналоговый преобразователь
Lector Digicode 2.24 (143000 руб.)
Предварительный усилитель
NAT Plasma (209800 руб.)
Моноусилители мощности (2 шт.)
NAT Magma (1 284 900 руб.)
Рупорная акустика
Maxonic TW-1100 (2 539 000 руб.)
Сетевой трансформатор
Acrolink Isolation Transformer 6N-NCT 30A (448000 руб.)
Фоно кабель
Acrolink 8N-Reference (80700 руб.)
Цифровой кабель
Acrolink 7N-DA6300 Mexcel 1 м (132000 руб.)
Межкомпонентные кабели
Acrolink 7N-DA6300 1 м (263500 руб.), Acrolink 7N-DA5100 1,5 м (187800 руб.)
Акустический кабель Acrolink 7N-S20000 2 x 2 м (522200 руб.)
Сетевые кабели Acrolink 6N-PC6100 1,5 м (70500 руб.)
Подставки для аппаратуры (2 шт.) TAOC AS-4B (72500 руб.)
Виброизоляционные плиты TAOC: для АС (2 шт.) — SCB-RS65G (25400 руб.), для усилителей мощности (2 шт.) — AS-1B (21500 руб.), для CD-проигрывателя и проигрывателя грампластинок (2 шт.) — SCB-RS50G (19200 руб.)