Этот загадочный High End
Юрий Пеньков, DVD Эксперт, июль 2005
Кто-то сравнивает High End с религией, проповедующей слепую веру в «музыкальность», «прозрачность», «пространство» и прочие чудеса, которые нельзя измерить приборами. Другие подозревают, что здесь имеет место хорошо спланированная маркетинговая стратегия, придуманная для выкачивания денег из зажиточных граждан. Третьи убеждены, что это сфера воплощения самобытной мысли и уникальных технологий.
Но что же представляет собой Хай Энд на самом деле?
На этот (и на многие другие) вопросы мы попросили ответить Сергея Сорокина – основателя московской дистрибьютерской компании Hi End Centre, человека, посвятившего аппаратуре High End более 30 лет своей жизни.
Сергей, и всё же, что такое High End?
До тех пор, пока нет общепринятого определения Hi-End, споры о содержании данного явления не прекратятся. Справедливости ради надо сказать, что сам термин придуман не маркетологами и пиарщиками, а редактором журнала “Absolute Sound” где-то в начале 80-х. К тому времени назрела необходимость не только дать название этой категории аудиотехники, но и разграничить её с hi-fi.
Напомню, что hi fidelity – техническое понятие, означающее «высокую точность воспроизведения» и относящееся к аудио и видео продукции, параметры которой соответствуют определённым нормативам. Поскольку техника hi-fi выпускается для массового рынка большими или даже гигантскими компаниями и корпорациями, жёсткий контроль качества и стандартов там просто необходим. Что касается небольших фирм-производителей High End, то они «по определению» изготавливают только высококлассную продукцию, применяя дорогостоящие комплектующие, редкие и даже уникальные материалы, ручную сборку. И на деле устанавливают собственные стандарты, которые могут выходить за рамки норм, принятых для серийного аудио. Разработчики в таких фирмах не просто талантливые инженеры со своим индивидуальным почерком, но люди, очень восприимчивые к музыке, как правило, аудиофилы. В процессе разработки они подвергают изделия тонкой настройке, меняя тот или иной элемент или деталь и « вслушиваясь» в то, что получилось. Так они добиваются максимально естественного звуковоспроизведения. High End компоненты создаются для того, чтобы их звучание было как можно ближе к живой музыке, а вовсе не для получения хороших «оценок» в техническом паспорте.
Создатель одного легендарного продукта приклеивает на свои изделия ярлычки с надписью: «Не вскрывайте и не тестируйте – подключайте и слушайте». Этот призыв является ярким примером уважения слушательской экспертизы и скепсиса по поводу так называемых «объективных измерений», которые часто хорошо выглядят только на бумаге. Действительно, мы ещё так мало знаем об окружающем нас мире, природе физических явлений и человеческом восприятии, что стремление везде и всюду «проверять алгеброй гармонию» может легко завести нас в тупик. Я, конечно, не призываю совсем не обращать внимания на технические данные, а только настоятельно рекомендую вашим читателям больше доверять собственным слуховым ощущениям. Только так можно найти High End систему своего стиля и получать удовольствие от прослушивания любимой музыки.
Сергей, тебя можно причислить к той категории людей, о которых говорят «известен в узком кругу». Такой статус почетен, но все имеет свое начало – расскажи о первых шагах, о том, как начиналось твое увлечение техникой Hi End.
Как правило, большие увлечения начинаются с импульса, вызванного каким-то ярким впечатлением, событием. В моём случае это был трофейный радиоприёмник Telefunken, который с войны привёз мой дед. Сейчас похожий раритет стоит у нас в «Коллекции» в окружении современной аппаратуры. Кстати, он в отличном рабочем состоянии. Мой первый хай-эндовский аппарат - кассетник Tandberg 310 MKII норвежского производства – был приобретён в 81 году. Тогда же я собрал свою первую стереосистему. В начале 80-х никто и не мечтал о том громадном выборе и возможностях, которые предоставляет современный аудио рынок. Качественная аппаратура покупалась с рук или в комиссионках, каталоги привозились из-за границы и стоили весьма недёшево. Московские аудиофилы все знали друг друга и у кого какая система, продавали и меняли аппаратуру, совершенствуя свои тракты. Это общение принесло мне много пользы, потому что объединяло настоящих энтузиастов и перфекционистов, стремящихся приблизить звучание своих домашних систем к идеалу, к живой музыке…
В 90-х много ездил за границу, слушал технику на выставках и в офисах компаний Acoustic Energy, Thiel, TDI, Audio Alchemy, Sonic Frontier. Начинал осваивать и кабели – Monster Cable, Van Den Hul, Audioquest. Первые партнерские связи с зарубежными производителями аудиотехники появились именно в тот период, некоторые из них поддерживаются до сих пор.
Началом профессиональной карьеры для меня стала работа в MS Max International, где я руководил подразделением High End. Компания дистрибьютировала только один бренд – Tannoy, впрочем, известный у нас ещё с советских времён. За короткое время репертуар торговых марок был серьёзно расширен. Мы начали продвигать продукцию фирм, которые не были представлены в России: Air Tight, Thule Audio, Copland, Audiovector, Spendor, Acrotec. Конечно, гораздо проще было бы ограничиться тем, что уже имелось, ведь развитие новых дистрибьюций требует больших затрат. К тому же, всегда есть риск, что бренд не приживётся на рынке. Однако, только экспериментируя, можно узнать сильные и слабые стороны новой продукции, способность выступать в различных комбинациях, а также её коммерческий потенциал.
Дистрибьютор техники High End должен быть в постоянном поиске, иначе не будет глубокого знания рынка и профессионального кругозора.
Именно эти маркетинговые знания помогли тебе в реализации «системного подхода»?
Да, конечно. Когда в 1998 году был создан Hi End Centre, преимущества системного подхода для меня были неоспоримы и основаны на личном опыте и наблюдениях. Постараюсь всё объяснить.
Понятно, что с коммерческой точки зрения наиболее привлекательны хорошо раскрученные бренды с мощной PR - поддержкой со стороны компании-производителя. Все дистрибьюторы соперничают за возможность представлять торговые марки, популярные на мировом рынке, имеющие высокий рейтинг в специализированных изданиях США и Европы, заметные на международных выставках и так далее. Такая продукция не требует больших рекламных вложений, времени, усилий по продвижению. Естественно, каждый коммерсант заинтересован в получении наибольшей прибыли с наименьшими рисками. Но выгодно ли потребителю то, что выгодно дистрибьютору? Ведь бывает, что мощный на, первый взгляд, арсенал брендов представляет собой беспорядочный набор знаменитых имён, собранных без всякой мысли об их совместимости и возможности объединения в комплекты. Клиентам подобных фирм приходится либо выбирать из предлагаемого ассортимента, либо покупать компоненты в разных местах, чтобы потом на свой риск объединить их в единую конфигурацию. Порой, недовольные результатом, люди вообще закрывают для себя тему дорогой аппаратуры. Как же наиболее эффективно решить проблемы тех, кто любит музыку и заинтересован в приобретении высококачественной системы без лишних хлопот и разочарований?
В основу брендовой политики компании нужно положить принципы, по которым формируется персональная hi-end система. Продукты торговых марок должны эффективно сочетаться для лучшего звуковоспроизведения, гармонировать внешне, а составленные из них комплекты приближаться к идеальному соотношению цена/качество. В общих чертах, в этом и заключается суть системного подхода, который мы избрали для себя в Hi-End Centre и реализуем в нашем фирменном салоне «Коллекция». Но не всё так просто, ведь для успешной работы в рамках этих принципов нужно ещё, чтобы предлагаемый выбор отвечал разнообразным вкусам, давал возможности роста или апгрейда в рамках выбранной конфигурации, обеспечивал всё необходимое, начиная с базовых компонентов (акустические системы, источники и пр.) и заканчивая кабелями и аксессуарами. И конечно, мы должны иметь возможность комбинировать и предлагать разные варианты в пределах запланированного бюджета. Кстати, ещё одна выгодная для клиента сторона системного подхода: покупая всю аппаратуру в одном месте, в фирменном салоне поставщика, всегда можно рассчитывать на хорошие скидки.
А так ли важны для поставщика аппаратуры High End проблемы конечного пользователя? Ведь дистрибьютор не имеет отношения к клиентам розничных салонов, его функция – распределять продукцию среди дилеров.
Сфера High End Audio имеет свою специфику, а именно: ярко выраженное личностное начало во всём, начиная от разработки, конструирования и сборки и заканчивая маркетингом. Разработчик выражает свою конструктивную философию в дизайне изделия, сборщик выполняет свою работу вручную с чрезвычайной тщательностью, словно изготавливают аппаратуру для себя лично. И всё это для того, чтобы слушатель у себя дома мог воссоздать музыкальную идею композитора или исполнителя с максимально возможной точностью, эмоциональностью и силой. Настоящий дистрибьютор техники High End не может быть равнодушным посредником между этими двумя сторонами. Для него абсолютно естественно разделять их энтузиазм в поисках путей для наиболее совершенного воспроизведения живой музыки. Своё отношение дистрибьютор передаёт дилерам. В нашем салоне «Коллекция» культивируется заботливое отношение к клиентам, заинтересованность менеджеров в подборе компонентов системы для высококачественного звуковоспроизведения. Результат их работы оценивается не по тому, как быстро продан тот или иной аппарат, а по тому, насколько эффективно решена задача по составлению комплекта. Вот почему нашим консультантам не свойственно занимать позицию «поддакивания», и их рекомендации могут не совпадать с мнением клиента.
Понимание, восприятие техники High End можно воспитать или с ним нужно родиться?
Цель High End Audio – добиться максимально точного, безукоризненного воспроизведения оригинального музыкального события. А техника High End является лишь инструментом для её достижения. В идеале эту цель можно считать достигнутой, когда возникает эффект «исчезновения аппаратуры», и между музыкантом и слушателем устанавливается непосредственная связь.
Человека, восприимчивого к музыке, не нужно убеждать в преимуществах аппаратуры High End. Он сам в состоянии отличить посредственное звучание от хорошего. Опыт общения с клиентами салона «Коллекция» показывает, что большинство людей прекрасно слышит разницу и даже нюансы в звучании систем: чувствуют гармонию и ритм, корректно воспринимают высоту звука, обращают внимание на технику исполнения. И наша задача - лишь развитие слуховой культуры, чтобы человек лучше разбирался в тонкостях звуковоспроизведения и осознанно воспринимал консультации по подбору компонентов аудиосистемы.
Какие основные ошибки, на твой взгляд, совершают люди при подборе компонентов домашней инсталляции?
Самой серьёзной и, к сожалению, самой распространённой ошибкой является приобретение компонентов, а не комплекта. Люди покупают отдельные компоненты в разных местах, зачастую по рекламным акциям. Оценить, насколько они совместимы, невозможно. В результате получается система, которая не в состоянии раскрыть потенциал каждого из устройств. Убеждён, что правильный путь – это, прежде всего, выбор подходящего дилера. Посещение специализированных салонов, общение с консультантами, индивидуальное прослушивание – всё это поможет определиться, где и что приобрести. В хорошем High End салоне организуют прослушивание, исходя из поставленных задач и в удобное для клиента время. Слушать систему нужно не менее 20 минут. Обычно этого времени достаточно, чтобы осознать первичные слуховые впечатления. Звучание ни в коем случае не должно утомлять. Хорошая энергетика системы – первый довод в её пользу.
Любой человек, планируя покупки, хочет получить лучшее за меньшие деньги, и желание сэкономить понятно. Однако приходится констатировать: качественные вещи, увы, стоят дорого. Иногда при формировании High End комплекта мы наблюдаем стремление клиента выгадать во что бы то ни стало. В результате, сберегая в малом, можно потерять в большом. В таких случаях мы убеждаем людей поменять акценты и взглянуть на High End как на вложение средств, а не трату. Ведь это действительно долговременные инвестиции и не только в материальные ценности, но и в собственное удовольствие, развитие. Поверьте, в конце концов, цена забывается, а качество остаётся!
И последнее, от чего хотелось бы предостеречь – это «кумиризация» брендов - слепая вера в мифы, созданные маркетологами. Не нужно зацикливаться на раскрученных марках. Ведь кредо High End – это поиск путей для совершенного звуковоспроизведения. И потом, за что вы платите: за качество или за поток рекламы по продвижению?
Лучший способ подбора аппаратуры – это всегда личное прослушивание и сравнение претендентов.
Что ж, Сергей, спасибо за интересную беседу!
Был рад общению. Желаю читателям «DVD-эксперт» успехов в творческом поиске совершенного звучания.