Стереосистема ULTRA Hi-End
Артём Аватинян, Gramophone, 03/2011
Музыкальные иллюзии: распознать музыку
Как-то я был в гостях у приятеля-меломана. В комнате коммуналки – великое множество компакт дисков и грампластинок, все подчинено фоноколлекции, содержащейся в идеальном порядке. Нескольких жизней не хватит все послушать. Скромные инструменты для извлечения музыки из записей: переносная CD-магнитола – такие иногда называют «бумбоксами» – да старая советская радиола с колонками, по-видимому, нисколько не препятствовали восприятию музыки Борисом. Подобно тому, как знаток живописи домысливает – «довидит» и «дочувствует» репродукцию в художественном альбоме или даже грубый абрис на листе с разгаданным японским кроссвордом, Борис «дослышивал» и «дочувствовал» музыку благодаря большому слуховому опыту, широкой музыкальной эрудиции и способности ярко переживать услышанное (в последнем меломаны-любители нередко превосходят пресыщенных музыкой профессиональных музыкантов).
Аудиотехника более высокого уровня позволяет полней и точней проявиться содержащимся в записях музыкальному рисунку, колориту, пространству… Дело, конечно же, не в том, что в одном случае музыку распознать сложнее, а в другом – проще, а в том, что системы уровня Hi-Fi и выше (надо сказать, что уровень не всегда прямо зависит от стоимости) способны создать дома иллюзию живого звучания, и, чем выше класс аудиосистемы, тем совершенней иллюзия.
Искусственное звучание. Я «ЗА»!
Принято считать, что живое звучание музыки лучше искусственного. Попытаюсь защитить противоположную точку зрения: во многих отношениях искусственное звучание лучше живого. Немного есть залов с хорошей акустикой и немного в них мест с оптимальным звучанием (недавно в Новой опере я с трудом воспринимал спектакль из-за неудачного билета). Не во всяком зале есть хороший рояль (который к тому же не всегда настроен) и не часто скрипач держит в руках инструмент мастера-кремонца. Не всегда в зале рядом с тобой соседи без мобильных телефонов, привычки кашлять и разговаривать. Не всегда слушаешь музыку, которую хотел бы слушать и в желаемом исполнении, и редко есть возможность сорваться в аэропорт, чтобы вечером оказаться в «Гранд-Опера» или «Музикферайне». Некоторые же вопросы, как, например, «что лучше – послушать Клемперера, Сазерленд, Гилельса или Сеговию в концертном зале или в записи?», по понятной причине вообще не имеют смысла.
С учетом сказанного прослушивание записей выгодно отличается от посещения филармонии.
Ты слушаешь музыку в предпочитаемом исполнении. Звукорежиссер создает естественную акустическую среду, тщательно балансируя звучание (конечно, не всегда это удается). Все, что пожелаешь: одно произведение – разные исполнители, один исполнитель – разная музыка, музыка и исполнитель в студийном и концертном вариантах, разные годы записи…
Приоритет звукозаписи перед концертным залом может восприниматься как почти бесспорный в случае аудио на уровне искусства, примером которого может служить настоящая аудиосистема из компонентов Maxonic (Япония), Lector (Италия), TW-Acustic (Германия), NAT (Сербия), Koetsu (Япония), Acrolink (Япония). Однако никуда не деться от привычки считать. Дорогая система, комната для нее с обязательной акустической обработкой… Если совокупный бюджет поделить на среднюю стоимость билета в концертный зал, то… Впрочем, довольно математики.
Не стану утомлять читателей скучной технической информацией, к тому же подробный рассказ о компонентах системы потребовал бы очень много журнального места. Полная информация о системе и ее частях содержится на интернет-сайте www.hiendcentre.ru.
Конструктивные особенности Maxonic
В конструктивном отношении наиболее примечательны компоненты Maxonic. Акустическая система Maxonic TW-1100 c активными магнитами всех динамиков комплектуется тремя внешними блоками питания (эксайтерами), необходимыми для функционирования систем подмагничивания рупорных громкоговорителей.
СЧ- и ВЧ-излучатели имеют рупорное оформление: рупор с широким горизонтальным раскрывом для СЧ и сферический рупор для ВЧ. НЧ- и СЧ-части объединены в коаксиальную систему, которая передает в строгой когерентной манере диапазон свыше семи октав, то есть основные тоны и большинство гармоник музыкальных инструментов и певческих голосов; твитер, работающий выше 7 кГц, дорисовывает обертональный узор. Корпус TW-1100 выполнен из многослойной фанеры на основе плотной и прочной древесины дугласовой пихты. Для тонкой настройки звучания предусмотрена возможность установки разного тока подмагничивания для каждой полосы (ручками эксайтеров) и коррекции АЧХ – при помощи двух аттенюаторов в нише прямоугольного фазоинверторного порта на фронтальной стенке колонки.
Усилители Maxonic примечательны применением «транзисторов с постоянной индукцией» – SIT (static-induction transistor); в эксайтерах EX-101 использованы родственные детали: SID (static-induction diod).
Преимущества редко используемого элемента, разновидности полевого транзистора – лучшие быстродействие и термические характеристики… Признаюсь, мне мало говорят эти технические подробности, – следуя журнальной традиции, я привожу их «для интересующихся». Зато убеждает звучание, в котором соединены достоинства т.н. лампового и транзисторного звука: с одной стороны, пластичная динамическая нюансировка (особенно в области piano-pianissimo), изысканная передача музыкального колорита, воздуха, тембровая естественность, и с другой – высокая «скорость» звука, острая деталировка во всех регистрах.
Высокая мера естественности и реализма
Музыкальный потенциал настоящей системы – выдающийся. Посещая High End-салон, в котором демонстрируется эта комбинация, я всякий раз ловил себя на мысли, что прихожу не оценивать звучание, а слушать музыку. При прослушивании большого числа разных записей классической музыки на CD и грампластинках ощущалась очень высокая мера музыкальной естественности и реализма, удивляла способность искусственного звучания (каковым является аудио) искусно и на редкость убедительно имитировать звучание естественное. При воспроизведении грампластинок в звучании проявлялись изящество, тонкая экспрессия и глубокая музыкальность – ценнейшие качества, дорожа которыми многие меломаны не только не отказываются от старых виниловых коллекций, но и пополняют их.
Поразительно, что после бесчисленных блужданий и трансформаций в лабиринтах сигнальных трасс аудиосистемы и – перед запечатлением на компакт дисках и грампластинках – в чреве студийной техники музыка предстает дома в столь мало искаженном, в таком свежем, ярком и ясном обличье, в цельности акустических, интонационных, колористических и пространственных взаимосвязей.
Особенно большое впечатление производит крупное, развернутое, панорамное звучание, свойственное произведениям для большого симфонического оркестра, органа…
Конечно, система не создает звучания в натуральную величину – она очень аккуратно масштабирует музыкальные образы, бережно сохраняя пропорции их частей и оставляя нетронутой тембровую палитру. Очень достоверно воспроизводится нижний регистр: звучание контрабасов в оркестре или органной педали распространяется свободной волной, нисколько не довлея, оно дышит широко, совсем как в концертном зале или кафедральном соборе…
Всякий раз при прослушивании музыки посредством этой неординарной (даже по меркам высококлассной аудиотехники) системы впечатления были весьма близки концертным.
Аудиосистема
Проигрыватель винила TW-Acustic Raven One с тонармом Vivid Two
Головка звукоснимателя Koetsu Black
Повышающий трансформатор Koetsu
Фонокорректор NAT Signature Phono
Транспорт Lector Digidrive TL (с внешним блоком питания)
Габариты, ЦАП/блок питания (ВхШхГ): 85х440х310/85х200х310 мм
Масса, ЦАП/блок питания: 9/5 кг
ЦАП Lector Digitube (ламповый)
Габариты (ВхШхГ): 85х440х310 мм
Масса: 7 кг
Габариты (ВхШхГ): 140х370х360 мм
Масса: 15 кг
Стереоусилитель мощности Maxonic SD-013
Мощность: 2х100 Вт (8 Ом)
Габариты (ВхШхГ): 197х430х363 мм
Масса: 42 кг
Рупорная акустика Maxonic TW-1100
Частотный диапазон: 25 Гц – 25 кГц
Сопротивление (номинальное): 8 Ом
Чувствительность: 104 дБ/Вт/м
Мощность ном./макс.: 30/150 Вт
Габариты (ВхШхГ): 1080х600х445 мм
Масса (шт.): 110 кг
Аудио кабели Acrolink: 7N-S20000 (акустический, 2 м), 7N-A2500 (межкомпонентный, 1 м), 7N-DA5100 (цифровой, 1 м), 6N-PC5300 (сетевой, 1,5 м), 8N-PC8000 (сетевой, 1,5 м, 3 шт.)