Фонокорректор и повышающий трансформатор Ypsilon
20 апреля 2011 года
Для большинства из нас, я уверен, нет альтернативы Ypsilon. Что до меня, то я без памяти влюбился в него, и эта любовь надолго, если не навсегда - Michael Fremer, Stereophile, 08/2009
Фонокорректор Ypsilon VPS-100 и повышающий трансформатор МС10
В ноябре 2008 я тестировал греческие компоненты: фонопредусилитель Reikon от True Life Audio и повышающий трансформатор за $43500. MM-фонокорректор Ypsilon VPS-100 – тоже из Греции – стоит $27700 плюс $2700 за повышающий трансформатор для MC-звукоснимателей. Таким образом, стоимость Ypsilon VPS-100 на $15800 меньше цены Reikon.
Техника из Греции демонстрирует очень высокий уровень реализации конструкторских идей.
Части схемы в солидном алюминиевом корпусе соединены специальным отожжённым серебряным проводом. Как и в Reikon, в Ypsilon применены лампы, как в схеме выпрямителя, так и для усиления. Важно заметить, что одноблочный Ypsilon не копирует ни одно другое устройство. В выпрямителе работают лампы 6СА4, использована дроссельная фильтрация. RIAA-коррекция осуществляется пассивно, без отрицательной обратной связи, отдано предпочтение трансформаторной, а не используемой чаще всего конденсаторно-резисторной конфигурации. Это сделано для предотвращения конденсаторной диэлектрической абсорбции, которой свойственно медленное высвобождение энергии и размывание фронтов сигнала.
В схеме RIAA-коррекции применен специальный трансформатор с бумажной изоляцией и сердечником из особого аморфного материала. 2123-герцовый фильтр реализован на индукторе без сердечника, обеспечивающем, по заявлению Ypsilon, нулевую паразитную ёмкость в первом из двух каскадов усиления; в обоих каскадах применены лампы Siemens с ресурсом не менее 10000 часов. Первый каскад и 2123-герцовый фильтр механически развязаны от очень жесткого шасси. Ypsilon утверждает, что преимуществом такой конструкции является более естественное, музыкальное и открытое звучание с лучшей микро- и макродинамикой.
Ypsilon VPS-100, конечно, дорог, но изготовлен на высочайшем уровне и имеет впечатляющие спецификации.
Среди характеристик MM-фонопредусилителя:
усиление 39 дБ,
входное сопротивление 47 кОм,
входная емкость 200 пФ,
выходное сопротивление 1200 Ом,
частотный диапазон 10 Гц – 40 кГц (-3 дБ),
точность RIAA-коррекции (в диапазоне 20 Гц – 20 кГц) ±0,5 дБ.
В каталоге Ypsilon представлено три широкополосных повышающих трансформатора: MC20 (8 Гц – 60 кГц), MC16 (8 Гц – 65 кГц) и MC10 (8 Гц – 70 кГц), предназначенных для звукоснимателей с выходным напряжением соответственно 0,2 – 0,3 мВ, 0,3 – 0,4 мВ, 0,4 – 0,6 мВ и обеспечивающих усиление 26 дБ, 24 дБ и 20 дБ. Входное сопротивление (при 47 кОм) – соответственно 140, 200 и 500 Ом; параллельный RCA-вход позволяет использовать дополнительную нагрузку. Специальные двухкатушечные трансформаторы экранированы при помощи магнитного сплава, заключены в корпуса с 10-миллиметровыми стенками, покрытыми железо-никелевым сплавом.
Звучание
В категории до $8000 есть немало потрясающих фонопредусилителей, например, Turntable’s Choice Einstein, AudiaFlight и Manley Steelhead – две из этих превосходных моделей есть у меня, и очень мне нравятся. Существуют и безумно дорогие устройства вроде Boulder 2008 и Reikon True Life Audio.
Лучший из ламповых фонокорректоров, которые мне доводилось слышать, – это Riekon, обладающий открытым и пластичным звучанием с неограниченным верхним регистром. Абсолютный лидер и самый динамичный фонокорректор, – это, по-моему, Boulder 2008. Неудивительно, что, несмотря на ценник $30000 Boulder продал более сотни экземпляров. Если допустить, что Reikon звучит слишком «лампово» и с недостаточной энергией в нижнем регистре, а Boulder – слишком аналитично и «стерильно», без желанных великолепия и «волшебства» в среднем регистре, то Ypsilon аккумулировал лучшие качества обоих аппаратов, и притом он существенно дешевле.
Греческий аппарат продуцирует пьянящий коктейль из поразительно красивого верха, высочайшего разрешения, кристальной ясности, превосходной скорости, плотного, глубокого, подвижного и немеханистического баса и богатой, телесной и гармоничной середины. Не знаю, стоит ли связывать звучание фонокорректора с реализованным в нем схемотехническими решениями, но, едва начав слушать хорошо знакомые пластинки, я тотчас вспомнил все заявления Ypsilon в отношении преимуществ данной конструкции.
Я проиграл несколько треков в присутствии Джона Аткинсона, и он немедленно оценил звуковые достоинства греческого компонента: высокую естественность, музыкальность, прозрачность, открытость и, по его словам, «очень высокий макро- микродинамический потенциал».
Я отмечал высокочастотную ясность, воздушность и широчайший частотный охват, свойственные лучшим транзисторным устройствам, в соединении с тембровой выразительностью и музыкальной пластичностью лучших ламповых приборов, причем в звучании полностью отсутствовали негативные стороны, как первых, так и вторых.
Ypsilon обладает таким строгим, великолепно артикулированным и глубоким низом и таким быстрым, открытым и воздушным верхом, что, закрой я глаза, ни за что не сказал бы, что в системе работает ламповый фонокорректор.
Высокочастотное разрешение – лучшее из всех, что я когда-либо слышал от фонокорректора, а способность деликатно разделять высокочастотные голоса – попросту не имеет прецедентов. Середина VPS-100 была настолько ясной, текучей и глубокой, что я усомнился в существовании транзисторного устройства, который мог бы поспорить с Ypsilon в этом отношении – в звучании абсолютно не было «ламповости» в негативном смысле слова, и я вообще забыл, что в системе работает ламповый фонокорректор.
Звуковая сцена была невероятно просторной и глубокой, великолепно детализированной и пропорциональной, совершенно без раздутости, иногда имеющей место в случаях большой сцены. Ypsilon необыкновенно выразительно прорисовывал голоса сложной музыкальной ткани, особенно в верхних октавах, причем делал это без малейшего намека на зернистость, вуалирование или нажим – в этом VPS-100 превосходит все встречавшиеся мне транзисторные приборы, возможно, за исключением только Boulder 2008. В звучании совершенно не ощущалось «электричества», компонент сформировал мой личный эталон высокочастотного разрешения, скорости и прозрачности. Тарелки, колокольчики, ксилофоны, барабаны передавались просто идеально.
Ypsilon не обнаружил каких-либо музыкально-жанровых пристрастий, воспроизводя электронную музыку столь же экспрессивно, как и акустическую. Я проиграл и записал на CD-R композицию Undertune с сорокопятки Tommy группы Who, которую мне посчастливилось заполучить у Криса Беллмана из студии Bernie Grudman, и захватил запись на Rocky Mountain Audio Fest, чтобы желающие могли составить приблизительное представление о способностях Ypsilon.
Недостатки?
Вероятно, VPS-100 не является абсолютным рекордсменом по макродинамике, не обладая взрывным звучанием, как некоторые транзиторные устройства. Но я не уверен, что могу наскрести какие-то существенные недостатки у Ypsilon. Возникла небольшая трудность с фоновым шумом. Чтобы свети шум к минимуму, мне пришлось поэкспериментировать с расположением, прокладкой интерконнекторов и заземлением. Но даже самый высокий уровень шума полностью маскировался самым тихим звучанием музыки, а когда я скоммутировал устройство по балансной линии, шум вовсе пропал.
Оговорка
Я убедил американского импортера фонокорректора Reikon True Life Audio прислать мне обратно отдельный повышающий трансформатор, который стоит $10000 и не поставляется отдельно от Reikon. Трансформатор добавил верхнему регистру Ypsilon толику мерцающей ясности без какой-либо нарочитости, однако, различия были не столь велики, и в результате MС-10 вернулся на место, а Reikon отправился домой.
Выводы
Приобретая недешевые качественные фонокорректоры, не стоит, полагаясь на память о звучании, сравнивать их заочно. Я сравнил несколько классных фонокорректоров с Ypsilon VPS-100 и понял: все хороши, но Ypsilon – безусловно лучший.
VPS-100 имеет более протяженный и лучше проработанный верх, более впечатляющую середину, более подвижный и лучше текстурированный низ без потери глубины и основательности. Послушайте Фрэнка Синатру или Нэт Кинг Коула на VPS-100, и вы все поймете сами.
Прямо сейчас я слушаю превосходное моно переиздание пластинки Майлса Дэвиса Round about Midnight (LP, Columbia/Speakers Corner CL 949). В All of You Майлс играет на засурдиненной трубе, Рэд Гарланд – в верхних октавах рояля, а Филли Джо Джонс легко касается тарелок, и звучание просто-таки магическое: верхние ноты рояля замечательно отчетливы и тембрально точны; звук тарелок остр и притом весьма натурален, с фантастически ясной дифференциацией штриха и тональной структуры; засурдиненная труба подается выпукло и наполнено, совершенно без ломкости и истонченности, удивительно сфокусировано и компактно.
Для большинства из нас, я уверен, нет альтернативы Ypsilon. В любом случае непременно послушайте этот компонент. Что до меня, то я без памяти влюбился в него, и эта любовь надолго. Если не навсегда.