Тест. Акустические системы Peak Consult Dragon Legend
Опубликовано 25 ноября 2019 года
Monoandstereo.com, 10/2017
«Все твои чувства обостряются, когда уши начинают слышать, а глаза — видеть, когда пульс принимается стучать в жилах и сердце учащенно биться. Когда музыка наполняет душу и звук разливается во всем твоем теле» (из поэмы Эмили Бронте «Узник», 1846).
Смычок Изабель Фауст свободно скользил по струнам скрипки Страдивари 1704 года. Под его легкими касаниями рождался звук почти без vibrato, но ослепительный и захватывающе точный. Я без остатка погрузился в звучание бетховенской «Крейцеровой сонаты» (Harmonia Mundi HMC 901944), в которой бурно клокотал темперамент Александра Мельникова, игравшего на большом концертном Steinway’е без крышки. Временами Фауст и Мельников сливались в звуковой гармонии, но спустя мгновение рояль и скрипка вступали в борьбу, в которой не было победителя. Когда отзвучала последняя нота Adagio sostenuto Presto, в комнате воцарилась тишина — казалось, исполнители острым лезвием отделили тишину от звучания.
Потребовалось несколько минут, чтобы слушатели пришли в себя.
Первым нарушил тишину Дэвид Чан из DVL Audio, канадский дистрибьютор CH Precision и Viola Labs: “Да-а, более энергичного, живого и реалистичного исполнения я в своей жизни не слышал. Воистину, глас Могучих Драконов”.
И с этим не поспоришь. Колонки Peak Consult Dragon Legend пели в моей комнате последние десять месяцев, с тех пор, как канадский дистрибьютор Excel Stereo доставил их мне в декабре 2016-го. С этим компонентом связан самый большой прогресс качества моей системы за последние 10 лет. За это время у меня побывало много акустических систем, включая флагманские модели ряда производителей, но только Dragon Legend удалось низвергнуть с пьедестала Dynaudio Temptation, которыми я владею с 2006-го.
Компания Peak Consult основана Пером Кристоферсеном в 1996 году. Кристоферсен всячески подчеркивает, что он — в первую очередь аудиофил и меломан. Его колонки — не просто инженерные конструкции с отличными измеренными характеристиками. Он создает их, чтобы они волновали его душу. Очень много времени он проводит, слушая свои произведения за пределами лаборатории, чтобы довести до совершенства все аспекты звучания. У Peak Consult нет большой фабрики с программируемыми станками и сборочным конвейером. Это, скорее, Bugatti или Aston Martin мира High End-аудио. В отличие от массовой продукции, здесь все делается вручную, нет кратчайших сроков производства и доставки, как у Amazon Prime. Кристоферсен тратит свое время, чтобы вручную создавать каждый свой продукт, с любовью и педантичной заботой обо всех деталях.
Dragon Legend пришли на смену модели Dragon
Dragon Legend пришли на смену модели Dragon, которая удерживала лидерскую позицию в каталоге бренда более пяти лет. Конструктивные принципы и эстетика Dragon Legend — результат эволюции технологий и дизайна Dragon. Dragon Legend производятся полностью в Дании. В колонках используются драйверы Audio Technology, созданные Пером Сканнингом, сыном основателя Dynaudio Эйвинда Сканнига.
Каждая колонка сдержит два 13-дюймовых вуфера с гибридными сэндвич-диффузорами, два 6-дюймовых среднечастотника и модифицированный твитер Scanspeak с неодимовым магнитом и шелковым куполом. Динамики расположены в симметричной конфигурации Д’Апполито: НЧ – СЧ – ВЧ – СЧ – НЧ, размещены на поверхности, обеспечивающей фазокогерентный отклик, спроектированы для поддержания широкой диаграммы рассеивания. Кроссоверы Кристоферсен собирает собственноручно, в фильтрах применены конденсаторы, резисторы, индукторы и кабели, изготовленные специально для Peak Consult компаниями Duelund Coherence Audio и Jansen. Конструктор держит импеданс и электрическую фазу сигнала в очень узком коридоре — фактически импеданс остается линейным до 30 Гц (5 Ом на этой частоте), на основании чего можно заключить, что колонки являются несложной нагрузкой для усилителя. Чувствительность специфицирована на уровне 95 дБ/Вт/м.
Dragon Legend — это настоящие монстры
При высоте 183 см и массе 382 кг колонки выше Wilson Alexandria XLF на 5 см, а также тяжелее Wilson XLF и Magico Q7, соответственно, на 85 и 43 кг. По жесткости и прочности корпуса Dragon Legend можно сравнить с аналогичным изделием из бетона. Толщина стенок из ламинированной HDF — 36 мм, а в местах, где жесткость особенно важна, толщина «брони» достигает 70 мм.
Несмотря на то, что все действия в течение недели были тщательно распланированы Excel Stereo, и, несмотря на участие в процессе шестерых дюжих парней с комплекцией Шварцнеггера из компании по отгрузке роялей, подъем пары Dragon Legend в мою комнату оказался чрезвычайно сложной задачей. Поскольку Кристоферсен, не приемля компромиссов в плане жесткости, не стал разделять колонки на части, каждую колонку он упаковывает в деревянный ящик с размерами больше гроба. Ящик общей массой более 450 кг держат шесть колес. Ручки на таре не приспособлены для подъема груза под полтонны, поэтому грузчикам пришлось экспериментировать со стропами; с каждой стороны расположилось по три человека. Как известно, сражений без потерь не бывает — в данном случае пострадали перила моей лестницы: одно из перил сломалось, не выдержав чудовищной тяжести. Однако покалеченная деревяшка и легкое ранение одного из грузчиков — не такая уж высокая плата за наслаждение, которое обещало доставить мне содержимое коробок. Когда одна из коробок, достигнув лестничного марша, оперлась на колесо, последнее сломалось надвое — такого я еще не видел. Видимо, производитель не рассчитал грузоподъемности шасси. После всех этих суровых испытаний мужики извлекли из ящиков роскошные могучие колонки, и — да возрадуются небеса под звуки труб Архангелов! — на них не было ни царапинки!
В вертикальном положении Dragon Legend производят чрезвычайно сильное впечатление своей корпулентностью и шикарным обликом.
Эстетически колонки воплощают североевропейскую элегантность, к которой добавлены нотки классической английской эстетики краснодеревщиков; черный лак ассоциируется с современными роялями Fazioli. Кристоферсен не поскупился на ценное дерево — верхняя и боковые 15-миллиметровые накладки сделаны из массива ореха, а не с использованием шпона немногим толще листа бумаги. Черный рояльный лак в действительности здесь только имитирован — посредством полированного черного акрила. Передняя панель изысканно декорирована кожей. Всякий, кто оказывался в моей комнате, отмечал элегантность колонок, которые наяву выглядят намного лучше, чем на фотографиях. Dragon Legend с их вневременным классическим дизайном великолепно вписались в интерьер моей комнаты, во всяком случае, намного лучше колонок с корпусами, окрашенными футуристичной автомобильной эмалью или изготовленными из металла в постиндустриальном стиле. Эстетика Dragon Legend — из тех, что не тускнеет со временем.
Акустические системы комплектуются четырьмя алюминиевыми консолями, которые прикручиваются к корпусам снизу болтами. Каждая планка имеет две металлические ножки на концах. Кристоферсен предпочитает стальные шарики шипам из-за «резковатого» звучания последних.
Даже если распределить массу акустической системы между восемью ножками, на каждую приходится около 48 кг. Для перемещения колонок мне пришлось использовать 2-тонный домкрат. Я приподнимал одну сторону на 2 сантиметра, чтобы подложить тефлоновую пластину под каждую опору. Передвигать такие тяжести всегда непросто.
Как и большинству новых колонок, Dragon Legend требуется около 200 часов для прогрева.
Сначала они звучали приглушенно и гнусаво, и не раскрылись, пока я не погонял их безостановочно две недели, подавая сигнал с музыкального сервера на 40-процентной громкости. Наконец, пришло время критического прослушивания. Самые мягкие слова, которыми я могу описать свои ощущения — это «трепет и потрясение».
Тут было что-то вроде “Blown Away Guy” из знаменитой рекламы компакт-кассет Maxell (помните парня, уносимого музыкальным ветром?).
ПРОСЛУШИВАНИЕ
Легендарный альбом Rosa Frå Betlehem Сондре Бретланда (KKV FXCD121) записан в вифлеемской «Церкви Рождества». Только эта пластинка может сравниться с известной Cantate Dominos (Proprius) по частотному и динамическому диапазону, отображению пространства и реализму. Мог ли я подумать, что все те годы, когда превозносил этот альбом, я не имел полного представления о роскошестве записанной здесь музыки.
Не имел представления, пока не послушал эту пластинку с Peak Consult Dragon Legend.
В открывающей программу песни Stille Natt есть глубокая органная педаль, которую просто не способно воспроизвести подавляющее большинство систем. Мои Dynaudio Temptation, достающие лишь до 30 Гц, попросту игнорируют нижнюю октаву, другими словами, в части композиции звучание они просто подменяют тишиной.
Кристоферсен не шутил, когда говорил, что его Dragon Legend способны погружаться до 15 Гц, причем, почти без спада. Четыре 13-дюймовых вуфера в акустическом оформлении глубиной 75 см при передаче органа «Церкви Рождества» потрясали не только стены моей комнаты, но и самообладание опытного аудиофила, обладающего тренированным слухом (надеюсь, читатели согласны с моей самооценкой). За 33 года аудиофильских странствий я не встречал столь весомой и реалистичной передачи звучания большого церковного органа. Такой уровень НЧ-разрешения не просто дается сабвуферам, чей звук может сравниться только с живым звучанием органа. Такие же сильные впечатления я испытал при воспроизведении диска Discovery and Music for Christmas Album (Wilson Audiophile, WCD-806/8419). Глубочайшая органная педаль сообщала вибрации позвоночнику.
Однако глубокие органные ноты — лишь начало истории. Они подкреплялись ощущением огромного масштаба живого музыкального действия, и ощущение это превосходило все, что мне доводилось испытывать при прослушивании немногих трактов исключительно высокого уровня. Когда при проигрывании диска Leif Strands Kammarkor (Proprius, PRCD9035) хор возносился на фоне бас гитары и фортепиано, комнату заполняли живая и плотная музыкальная энергия, голографически ясный и изысканно детализированный пространственный сюжет. Инструменты занимали стабильные и зримые места в акустической панораме. Необыкновенно ясно преподносилась полифония большого хора, тогда как другие системы предлагали вместо этого лишь замутненное и неясное звучание. Эти записи чрезвычайно сложны для воспроизведения, и я с воодушевлением признаю, что мой тракт не ударил в грязь лицом!
Акустические системы восхитительно представляли выдающееся прочтение скрипичного концерта Бетховена Генриком Шерингом и Оркестром Концертгебау под управлением Бернарда Хайтинка (Philips 6500 513). Несравненная передача волшебной скрипки Шеринга подкреплялась ясной трансляцией сложной оркестровой фактуры: рисунок скрипичного соло был точным и объемным, скрипка ясно сияла на фоне оркестра, никогда не заглушаемая и не затеняемая аккомпанирующими оркестровыми партиями. Всегда, когда требовалось, Dragon Legend представляли мельчайшие музыкальные детали с адекватными остротой и точностью.
Тем, кому нравится акцентированный ударный бас, стреляющий тебе прямо в грудь увесистыми ядрами, стоит поискать что-то другое.
Возможно, этим людям подойдут колонки вроде Wilson или Magico. Бас Dragon Legend глубокий, но другого качества. Разумеется, если вы хотите чтобы канонада в кино не отличалась от стрельбы на реальном поле боя, то вам нужен ударный бас в диснеевском стиле, однако диснеевским звуком невозможно передать сложнейшей структуры классической музыки. По приглашению доктора Эдварда Понга я не раз с удовольствием посещал концерты, которые Понг устраивал у себя дома. Доктор Понг владеет одной из виолончелей, на которых играл Янош Штаркер. Я слушал этот инструмент на концерте и могу свидетельствовать, что звук виолончели в представлении Dragon Legend почти неотличим от живого звучания. Послушав виолончельный концерт Боккерини с Ростроповичем и Виолончельные сюиты Баха со Штаркером, я проникся способностью Dragon Legend представлять низкие звуки инструмента необыкновенно правдиво, в немыслимом богатстве резонансов и с потрясающей динамической гибкостью.
Музыкальный вечер в доме Понга. За роялем — Ли Ван, Зитц-Ян Вайсенберг играет на виолончели, принадлежавшей Яношу Штаркеру.
Dragon Legend не производят стандартно хорошего «хайфайного» звучания
Блестящие звуковые спецэффекты, бритвенной остроты звучности и штрихи и прочие музыкальные «вкусности» — также не по части Peak Consult. Dragon Legend не производят стандартно хорошего «хайфайного» звучания, и они вряд ли сразу привлекут ваше внимание на аудио шоу. Peak Consult определенно не впечатлят проигрыванием 30-секундных звуковых клипов, которыми под завязку забиты демонстрируемые на выставках диски. А ведь это именно то, что делают на шоу многие производители: они предлагают посетителям дегустировать 15-минутные нарезки из 30-секундных клочков музыки Стива Рея Воана, Take Five и др., разные аудиофильские деликатесы по чуть-чуть, обучая нас тому, как должно звучать все, что может звучать… И все это с одной лишь целью — вызвать у визитера восклицание наподобие «О-о-о, как классно!».
В моем представлении настоящая демонстрация должна заключаться в прослушивании реальной музыки, скажем, Баркаролы из «Сказок Гофмана» Оффенбаха (знаменитый альбом RCA Living Stereo с венецианской записью Оркестра Театра Ковент-Гарден с Георгом Полти, LSC-2313) тихим вечером, с бокалом Drucru Beaucaillou 1970 года в руке… Тут Dragon Legend предстанут во всем великолепии творимой ими музыкальной магии, они глубоко тронут твою душу благородной нежностью, звуковой приязнью и естественностью, и все это без каких-либо звуковых спецэффектов и трюков.
Для управления колонками с габаритами Dragon Legend с полноценной трансляцией мощности и динамических контрастов нужен дорогой и нелегкий усилитель.
С учетом чувствительности 95 дБ для получения требуемого количества звука, кажется, было бы достаточно даже 100-ваттного прибора, однако, для полноценной передачи баса и звуковых структур колонкам Dragon Legend требуется усилитель с более высокой мощностью. С моноблоками McIntosh 2301 на лампах KT88 UK Marconi Osram и с выходной мощностью 300 Вт на канал Dragon Legend безупречно воспроизводили альбом Mosaic Майкла Рабина и Леона Поммерса (Capitol SP 8506).
Скрипка Рабина, исполняющего пьесу Элгара La Capricieuse -- Morceau de Genre Op. 17, танцевала в воздухе, щеголяя тембровым богатством и объемностью, поверх ясных нот рояля Поммера. Оба музыкальных инструмента передавались в многообразии деталей, почти так, как если бы ты слушал эту запись в передаче пары полочных колонок с ленточными твитерами. Мощность не критична при воспроизведении записей камерной музыки с небольшими инструментальными составами.
Другое дело — оркестровые сочинения, такие как Allegro из 10-й симфонии Шостаковича, с Андрисом Нельсонсом и Бостонским симфоническим оркестром (DGG 4795059). В этом случае возможностей MC2301 оказалось явно недостаточно. В сложных фрагментах сцена начинала распадаться, а в «Избушке на курьих ножках» («Баба-Яга») с Джеймсом Ливайном и Оркестром Метрополитан (DGG 437 531-2) басовые ударные выпадали из общего музыкального контекста. Мне стало ясно, что Dragon Legend требуется более мускулистый усилитель, и что лампы всех задач не решают.
Картина кардинально изменилась после введения в тракт шестиблочного 2-киловаттного McIntosh MC2KW. Генерируемая усилителем мощность полностью исключает клиппирование. К слову, на земле есть совсем немного акустических систем, способных выдержать кратковременную пиковую мощность около 8 киловатт. С MC2KWs нужно обращаться чрезвычайно осторожно. В первый раз я почувствовал это, когда проигрывал 8-ю симфонию Шостаковича на 80-процентной мощности. Усилители отдавали настолько много энергии вуферам Dynaudio Temptation, что диффузоры динамика просто выпрыгивали из шасси и в итоге оторвались от подвесов. Но верхом тупости было повторение инцидента: тогда, чуточку перебрав спиртного, я решил послушать саундтрек Mad Maxx Fury Road на 70-процентной мощности, и — вот досада! — это закончилось плачевно для 16-дюймовых басовиков.
Из-за минутной потери самоконтроля происшествие могло бы случиться еще раз, но, к счастью, Dragon Legend легко выдержали бешеный напор MC2KW, по крайней мере, с драйверами ничего плохого не произошло при воспроизведении Max Max Fury Road на 55-процентной громкости при звуковом давлении (если верить моему измерителю) 100 дБ. С Dragon Legend и MC2KW я слушал также 5-ю симфонию Дворжака «Из Нового Света» с Венским филармоническим оркестром и Иштваном Кертецом (DECCA ED1 SXL2289), и могу заметить, что найдется очень немного систем, способных передать динамический размах большого симфонического оркестра во всей его грандиозной мощи. Это было звучание поистине концертного уровня, но не из тех, что вызывают утомление. Оно было большим, но не свирепым, волевым, но не агрессивным, оно напоминало то, что я слышал на концерте Венского филармонического в венском Musikverein.
Когда звучала запись «Любовного напитка» Доницетти (LONDON Blue Back OS 25091), сердце таяло от романтической грусти тенора Джузеппе ди Стефано. Немногие колонки способны вызвать столь сильные и яркие ощущения, какие я испытал с Dragon Legend, потому что эти акустические системы не показывают хайфайные звуковые фокусы, а свободно и не досаждая слуху, воссоздают музыкальные явления с заключенной в них уникальной, глубокой и мощной экспрессией. Голос ди Стефано передавался сбалансировано и остро в гармоничном пространстве оперной сцены.
В моей комнате с габаритами 17.5’ x 29.5 x 9’ футов мои любимые Dynaudio Temptation иногда испытывают некоторые сложности с наполнением звуком акустического пространства. В подобных случаях у меня возникало естественное желание прибавить громкости, однако это влекло за собой проблемы с другими элементами звукового уравнения. С Dragon Legend подобных сложностей не возникало. Формируемые колонками голографические образы были плотными, точно и остро прорисованными в пространстве, в музыкальной сцене не возникало пустот.
Peak Consult способны управлять огромным воздушным массивом
Peak Consult способны управлять огромным воздушным массивом, поэтому я не рекомендую инсталлировать этот компонент в небольших комнатах, в которых для решения возникающих проблем пришлось бы прибегать к чрезмерной акустической обработке. Важно найти верное место для колонок в помещении. Dragon Legends откликаются даже на миллиметровые подвижки — я обращал внимание на изменения в звучании, когда передвигал эти башни на 5 миллиметров.
Важнейшие достоинства Dragon Legend — замечательная органичность и естественная выразительность творимой ими музыкальной материи
Тональный колорит Dragon Legend можно уверенно определить как североевропейский.
В этом отношении колонки близки продукции Dynaudio, Gamut, Vienna Acoustics, но не ATC и Sonus Faber с их теплым и бархатным звуком. По звуковому стилю Peak Consult не похожи на Wilson или Magico, как и на более нейтральные Focal Grande Utopia. Важнейшие достоинства Dragon Legend — замечательная органичность и естественная выразительность творимой ими музыкальной материи, богатый и красочный средний регистр, напоминающий о купольных среднечастотниках ATC и старых PMC, притом, что разрешение среднего регистра Peak Consult более высокое и в звуке нет ящичных призвуков.
За десять лет, в течение которых я занимаюсь тестированием аудио компонентов, я написал сотни обзоров, но только еще один был посвящен акустическим системам, которые к тому же тестировались в основном на второй моей системе. Причина в том, что, поскольку основная моя система довольно велика и занимает много места, вводить в нее небольшие колонки не имеет смысла, а доставлять домой крупногабаритные — очень накладно. К счастью для Peak Consult, а также для канадского дистрибьютора Excel Stereo пара Dragon Legend настолько пришлась мне по душе, что она вряд ли покинет пределы моего жилища. Придется копить деньги и, возможно, распечатать пенсионные резервы.
Похоже, в обозримом будущем я не стану тестировать колонки, потому что, сказать по правде, не смогу полюбить ни одну из видимых на High End-горизонте акустических систем так сильно, как Peak Consult Dragon Legend.
Ричард Х Мэк
Технические характеристики
Конструкция: 3-полосная фазоинверторная акустическая система
Частоты кроссовера: 140 Гц / 2550 Гц
Частотный диапазон: 15 – 45 000 Гц +/- 3 дБ
Чувствительность: 95 дБ @ 1 Вт/1 м
Импеданс: 5 Ом +/- 1 Ом вплоть до 30 Гц
Габариты (H x W x D): 188 x 41 x 75 см
Масса (одна колонка): 382 кг
Система
Проигрыватель грампластинок:
TW Raven AC, JC Verdier La Platine Vintage, Rossner & Sohn Das Forumslaufwerk No. 26.
Тонармы: SME 3012 V1, V2, V3, Rossner & Sohn Si1.2, DaVinci Virtu, DaVinci Grandezza, Schroder Reference, Graham Phantom 2 Supreme B52, Reed 3P, Primary Control и др.
Головки звукоснимателя: My Sonic Lab Ultra Eminient BC, Kondo IO-M x 2, Clearaudio Goldfinger Statement, ZYX Premium, Lyra Olympos
Фонокорректоры: Audio Research Reference 3, McIntosh MP1100, Tenor Phono 1, CH Precision P1+X1, Kondo M7 + KSL
Цифровой тракт:
EMM Labs CD-SA SE
Oppo Sonica x 2
Усилители и предусилители:
McIntosh C1000 Tube Preamp
McIntosh MC2KW
McIntosh MC2301
McIntosh MC3500 x 4
Акустические системы: Peak Consult Dragon Legend
Кабели:
Межкомпонентные: Purist Aqueous Auries
Акустические: Purist Venustas
Сетевые: Furutech FP-Alpha 3
Сетевой кондиционер: McIntosh MP3500
В дополнение к написанному мной — мнение в прошлом эксперта Enjoy the Music Джорджа Пападимитру
Я с удовольствием побывал в гостях у Ричарда Мэка. Мы распили с ним бутылку прекрасного Bordeaux и в течение 5 часов слушали музыку. Приятной неожиданностью стали для меня акустические системы Peak Consult Dragon Legend, которые я не ожидал увидеть и услышать.
Послушав всего половину песни, я понял передо мной совершенно исключительные акустические системы. Самое очевидное и первое, о чем мне хотелось бы сказать — это необыкновенная сцена и потрясающая реалистичность отображения ее объектов. Сцена Dragon Legend широкая, глубокая и высокая. Мы, аудиофилы, иногда говорим, что колонки, дескать, исчезают в акустическом пространстве. В своей жизни я не встречал сцены даже отдаленно напоминающей ту, что я встретил у этих акустических систем. Это существенно лучше всего, что я слышал до сих пор.
Вспоминается песня Riu Riu Chiu ансамбля Boston Camerata из альбома “A Renassiance Christman”. Я слышал фоновый голос певца, который двигался из двери где-то в шести футах от меня в сторону улицы, за левую колонку. Просто потрясающе!
Колонки способны продуцировать очень большой и энергичный звук, что, конечно же, важно для полноценного восприятия масштабных музыкальных форм. У Dragon Legend великолепная атака и скорость, и вместе с тем они звучат очень телесно и невероятно музыкально. А это самое редкое и труднодостижимое сочетание в аудио вообще. Звучание акустических систем на редкость гармоничное, частотный спектр не распадался на части — на низкие, средние и высокие частоты, — на какой бы громкости я не слушал музыку. Голос передавался необыкновенно естественно, ясно и вместе с тем наполненно.
Как я заметил выше, сцена у этих колонок — первоклассная, лучшая из всего, что я слышал. Она распространяется далеко за пределы самих Dragon Legend, она высокая и впечатляюще глубокая, в том числе, вблизи левого и правого углов комнаты, чего вообще очень непросто достичь. Я намеренно пытался мысленно выделить и усилить звук, исходящий из одной колонки, но, как бы сильно ни старался сделать это, у меня ничего получалось. Dragon Legend формировали большую и превосходно сбалансированную музыкальную панораму прямо передо мной — это было восхитительно! Наконец, должен признаться, что в тот вечер я испытал самый сильный в своей жизни эффект растворения акустических систем в объеме создаваемого ими музыкального пространства.
Колонки музицируют фантастически связно, звук совершенно к ним не прилипает, в нем нет избыточной яркости, и даже после нескольких часов прослушивания я не мог обнаружить ничего, что мне так или иначе не понравилось. Вообще, эти акустические системы очень и очень сложно критиковать. Даже самое придирчивое ухо вряд ли найдет в их звучании что-либо, к чему можно придраться. Меня изумило также то, что, несмотря на значительное расстояние между колонками и небольшое между колонками и слушателем, центр сцены передавался безупречно и в звуковом образе отсутствовали пустоты или малосодержательные области.
Dragon Legend исключительно хорошо воспроизводят классическую, а также любую другую серьезную музыку. Довольно долго я не мог понять, почему люди слушают классическую музыку на своих стереосистемах, но все изменилось, когда я услышал, как преподносит классику система Ричарда. Это было настолько здорово, что меня, наконец, «пробрало», и я осознал, почему люди слушают и получают удовольствие от классики. Dragon Legend поднимают музыкальные переживания на кардинально новый — недосягаемо высокий уровень.
Ричард предложил послушать музыкальную тему из Cinema Paradiso в исполнении Йо Йо Ма и Криса Ботти — композицию из соответствующего альбома с концертными записями. Я слушал, и мне казалось, что я плачу от радости. С этой музыкой в таком невероятно эмоциональном исполнении и преподнесении я мог бы провести всю ночь напролет, до самого рассвета. Подобные переживания очищают, проясняют и волнуют мою душу.
Я подумал обо всех нас, чокнутых аудиофилах, чье хобби порой сродни наркотической зависимости… Для меня аудиофилия — это форма душевной терапии, форма медитации, то, что помогает отрешиться от окружающих меня ужасных стрессов, от давящих обстоятельств и от кошмарного безумия мира. Музыка дает возможность отодвинуть все это от себя, пускай и не навсегда, а всего лишь на время…
Я уже сказал о высокой мощности и феноменальной сцене Dragon Legend, но необходимо подчеркнуть, что это еще и невероятно музыкальные и мелодичные акустические системы с потрясающе приятным, трогающем душу звучанием. Peak Consult преподносят музыку на редкость естественно и вместе с тем, очень бережно. Например, в записи со многими ударными инструментами я различал разные мембраны барабанов и то, насколько по-разному они звучат.
Я обратил внимание, что самому глубокому басу на высочайших амплитудах недоставало контроля, плотности и разрешения. Я относил это на счет фазоинверторного дизайна акустических систем, но, как выяснилось, ошибался. Мы слушали Dragon Legend c винтажными ламповыми моноблоками McIntosh 3500 — теми, что использовались при озвучании рок концертов в Вудстоке. Затем Ричард переключился на транзисторные McIntosh MC2KW с из 2 киловаттами выходной мощности — вряд ли кому-нибудь понадобится использовать этот гигантский ресурс на все 100%. Тут я понял, что в недостаточном контроле баса колонки совершенно неповинны. 2-киловаттные Macintosh взяли диффузоры вуферов под тотальный контроль, не допуская каких-либо вольностей. Транзисторные Macintosh, конечно, идеальны в плане контроля мощности и энергии.
С другой стороны, очень сложно конкурировать с их ламповыми однофамильцами по эмоциональности и задушевности звучания.
В случае союза Peak Consult с ламповыми McIntosh музыка сразу проникала в мое сердце. В целом мы с Ричардом сошлись во мнении, что винтажный MC3500 — лучший партнер для Dragon Legend. Меня немало удивило то, что эти большие акустические системы способны звучать не только широко и масштабно, но и невероятно интимно, в стиле высококлассных минимониторов на спикерстендах. При воспроизведении камерных музыкальных программ я обратил внимание на стабильное расположение музыкантов и инструментов в объеме сцены и на то, что образы не движутся и не вибрируют при смене частотных регистров и в рамках отдельных пассажей. Это очень мне понравилось.
Я предложил послушать одну из своих пластинок, из тех, что захватил с собой — знаменитую "Ella and Louis" с записью дуэта Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга.
Я всегда полагал, что, хотя голос Эллы и безупречен в интонационном отношении, ему недостает эмоциональности. Dragon Legend заставили меня изменить мнение после того, как я отчетливо услышал сильные эмоции в голосе вокалистки.
Общий музыкальный баланс системы Ричарда слегка тяготеет к непосредственной эмоциональности и органике. Мне же нравится, когда в звучании преобладают ясность и прозрачность. Ламповые McIntosh 3500 — не самые детальные усилители, но их звучание настолько эмоциональное и волнующее! Я всегда обращаю внимание на ясность звучания, потому что ценю в музыке движение, эмоцию и содержательность. Поэтому я и проникся невероятно красивым, чарующим и захватывающим голосом Сары Маклахлан в песне "Arms of an Angel".
Выше я говорил об экстраординарной способности акустических систем транслировать музыкальную сцену, мощь и энергию масштабных музыкальных форм. Лучшей иллюстрацией этого утверждения могло бы послужить воспроизведение Dragon Legend компакт-диска из коллекции Ричарда с записью церковного органа. Скажу лишь, что лучшего органа я в своей жизни не слышал.
Dynaudio Temptation, которые прежде были у Ричарда, – несомненно, очень хорошие колонки, однако Peak Consult Dragon Legend — это компонент другого, несравненно более высокого уровня. Звучание Dynaudio более прохладное, оно прозаичное, аналитичное; в плане противопоставления «инь - янь» оно склоняется, скорее, к мужскому «янь».
Dragon Legend погружают тебя в эмоции, воспроизводя любую музыку. Эти акустические системы более эмоциональные, более музыкальные, их звуковой почерк тяготеет к «инь».
Одним из самых запоминающихся моментов нашего с Ричардом общения стало прослушивание альбома Сондре Брентланда Rosa Frå Betlehem. Голос передавался потрясающе, а фрагменты со многими вокалистами — с захватывающей подлинностью. Запись содержит редкое сочетание мощности, высокой энергии и массивной фактуры —
с прозрачностью и объемностью церковной акустики, подчеркнутой протяжённым эхо. Колонки преподносили эту удивительную музыку настолько естественно, что мне казалось, я слушаю ее прямо в «Церкви Рождества» в Вифлееме.
Подводя итог, замечу, что музыкальные возможности Dragon Legend поистине безграничны. Колонки полностью сливаются с творимой ими фантастически объемной и реалистичной музыкальной сценой, они способны продуцировать огромную энергию и мощность. Peak Consult играют невероятно гармонично и сбалансировано, им подвластна любая музыка, в том числе, камерная. Это лучшие акустические системы из всех, что мне доводилось слышать.
Джордж Пападимитру