Обзор. TW-Acustic тонарм Raven 10.5
Garrett Hongo, www.ultraaudio.com, октябрь 2011
Небольшая германская компания не перестает удивлять мир аналогового звуковоспроизведения с тех пор, как показала на Мюнхенском High End шоу в 2005-ом свой первый проигрыватель виниловых дисков Raven AC.
Вскоре после него TW-Acustic предложила еще пять весьма интересных моделей, каждая из которых отличалась от предыдущей. Во всех прпоигрывателях отразилось глубокое понимание базовых принципов винилового звуковоспризведения, а высочайшая точность изготовления позволила воплотить эти принципы.
Сногсшибательный Raven
Проигрыватель виниловых дисков Raven AC имеет опорный диск с медной пластиной сверху, шасси и диск из инновационных материалов, консольную площадку для тонарма, допускает установку разных тонармов (до четырех, типа Micro Seiki), комплектуется отдельными выносными моторами Pabst, демонстрирует богатое звучание и, наконец, прост в обращении.
В 2007 появился Raven One — упрощенная (один мотор, один тонарм) и менее дорогая версия AC, обладающая, однако, тем же характером звучания и выполненная на таком же высоком уровне.
Выпущенный в 2008 Raven .5 — проигрыватель начального уровня — недолго пробыл в производственной программе.
В 2009 в Мюнхене состоялся дебют флагмана TW-Acustic —The Black Night. Этот настоящий «Бэтмобил» щеголял огромным высокотоехнологичным двигателем, медным опорным диском, эффектным внешним видом и производил впечатление сверхчувствительного рукотворного организма, все части которого изготовлены с высочайшей точностью. Наконец, в 2011 увидел свет Raven Limited на основе единого шасси с интегрированным мотором и контроллером. Было выпущено только 50 этих великолепных устройств, каждое из которых комплектовалось тонармом TW-Acustic Raven 10.5. Этот тонарм и является объектом настоящего ревю.
Тонарм TW-Acustic Raven 10.5
С момента появления первого проигрывателя TW-Acustic и в дальнейшем стояла проблема тонарма для этих вертушек. Когда около трех лет назад я приобрел Raven Two, то сразу же приступил к поискам тонарма: я посещал шоу, докучал опытным аудиофилам и даже пытался получить совет основателя TW-Acustic Томаса Уошника.
«Тебе отлично подойдет Tri-Planar, — суховато комментировал Томас, когда я звонил ему в Германию. — Ну, можно попробовать новый Graham. Dynavector тоже превосходный вариант. Такой точный звук, х-мм…»
В конце концов, я остановился на Tri-Planar Mk.VII Ultimate II в качестве стерео тонарма, главным образом из-за его роскошного звучания и очень высокой репутации, и он во всем меня устраивал. Для проигрывания монозаписей я использовал Ortofon RS-309D. До меня доходили слухи, что все это время Уошник углубленно работал над собственным тонармом.
Тонарм Raven 10.5 был представлен в 2009 в Мюнхене, а я услышал его в первый раз вместе проигрывателем TW-Acustic Black Night в 2010 на Rocky Mountain Audio Fest. Американский дистрибьютор и аналоговый импрессарио Джеффри Каталано из High Water Sound показал в угловой комнате превосходную систему, которая включала также предусилитель TW-Acustic Raven, усилители Thoress и колонки Aspara. Я трижды заходил в комнату и изложил свои очень сильные впечатления в репортаже с шоу.
Конструкция и внешний вид тонарма Raven 10.5
Выглядит Raven 10.5 весьма солидно, эффектно — в дизайне отсуствуют излишества, он основан (о чем можно судить, по крайней мере, внешне) на строгих принципах необходимой достаточности относительно материалов и движения. Raven 10.5 оставляет впечатление точности и высокого качества; не только функционирование, но и все элементы конструкции тщательно продуманы и составляют единое гармоничное целое. Он отдаленно ассоциируется с тонармом Breuer: швейцарский и германский продукты порождают ощущение высочайшего качества.
В недавнем телефонном интервью Томас Уошник рассказал мне, что он и другой конструктор приступили к работе над Raven 10.5 в 2007. Инженеры установили три строгих конструктивных принципа:
- простота конструкции и желательная эффективная длина 10,5 дюймов;
- высокоточный карданный подшипник с минимальным внутренним трением;
- эффективная масса 14 грамм.
Уошник хорошо понимал: чтобы тонарм оптимально функционировал с лучшими звукоснимателями, его масса должна находиться в диапазоне 12–16 грамм. Итак, была принята длина 10,5 дюймов. Наконец, цели оптимального трекинга и контроля головки лучше всего отвечает закрытый карданный подвес на основе шарикоподшипников.
От принятия базовых идей до появления прототипа прошло целых три года. Уошник изготовил более пятидесяти прототипов Raven 10.5. "Мы начали с эскизов, — рассказывал Уошник. — Затем перешли к выбору материалов. Я остановился на мягком и легком в обработке алюминии, анодированном в черный цвет, потому что черный — мой цвет".
Трубка, корпус подшипника, шелл и держатель подъемника выполнены из алюминия, а опора, ось и ручка шелла — из нержавеющей стали. Болт противовеса также сделан из нержавейки, как и регулятор вертикального угла захода иглы (VTA). Почему принято такое решение?
«Да потому, что это специальная сталь, используемая в подводных лодках, — пояснил Уошник. — Она совершенно немагнитная — мне не нужны проблемы с магнитным антискейтингом».
Антискейтинг действительно функционирует на основе магнитной силы. В тонарме предусмотрен красивой формы регулировочный винт из нержавеющей стали с фаской и зеркальной полировкой. В него вмонтирован магнитный диск, а диск с противоположным знаком размещен в задней части тонарма. Таким образом, на иглу звукоснимателя действуют противоположные силы, и сила антискейтинга постоянно связана с движением тонарма. Идее инвертированного карданного подшипника уже больше ста лет. Уошник изготавливает этот узел из лучших материалов и с высочайшей точностью.
Подшипник выполнен из специального сплава бронзы и свинца (для наилучшего взаимосдействия со смазкой), а штифт — из высокоуглеродной стали с полировкой алмазной пастой.
Все произведено на собственной фабрике TW-Acustic. Уошник приобретает подшипники на стороне, однако он проверяет каждый экземпляр на соответствие жестким допускам и отбирает лучшие. В результате тонармы совершенно не имеют механических люфтов, а также отсутствует эффект скачкообразной подачи (эффект stick-slip), который может возникать при перемещениях тонарма.
Высокоточный VTA-регулятор на основе принципа, заимствованного у проигрывателя Raven Black Night, — это, пожалуй, главное достижение TW-Acustic. Большинство VTA-регуляторов представляют собой простой винт. Вы ослабляете винт, вручную поднимая и опуская основание тонарма и автоматически изменяя прижимную силу, что делает необходимым часто прибегать к регулировкам. В тонарме Raven 10.5 вертикальный угол регулируется посредством особого кольца, расположенного в основании тонарма, под подшипником. Узел содержит набор пластиковых дисков, выполненных с подпуском в пределах 0,001 мм, и гарантирует точный подъем и опускание тонарма в диапазоне 10 мм. Он напоминает известный знатокам аналогового звуковоспроизведения медный Pete Riggle VTAF. Регулятор TW-Acustic из нержавеющей стали позволяет выполнять предельно тонкую регулировку «на ходу» — во время проигрывания пластинки, т.е. делать ее на слух, просто вращая кольцо в одну или другую сторону.
Прокладка кабеля
Помимо базовой конструкции и использованных материалов необходимо отметить еще один момент: Уошник придает очень большое значение прокладке кабеля и расположению шелла относительно подшипника. Инженер остановился на медном кабеле в шелковой оболочке. Регулируемый шелл ориентирован параллельно вертикальному подшипнику. Это, как полагает Уошник, помогает устранить проблему азимута. Наконец, необычно длинные кабельные зажимы произведены компанией Cardas, а сам кабель содержит скрученные жилы из бескислородной меди (99.9999%) в шелковой оболочке, с экранированием из более плотно скрученных медных проводников и внешней изоляцией в виде плетеного полипропилена. Кабели терминированы стильными цанговыми RCA-разъемами Neutrik ProFi (как пояснил Уошник, «для обеспечения самого надежного контакта»).
Кроме кабелей, терминалов, подшипников и подъемного механизма (подробнее я расскажу о нем позже) всё остальное сделано в мастерских TW-Acustic в городе Герне (Германия). Оттуда выходят все вертушки и тонармы Raven. Можно считать уникальным то, что конструирование и производство сосредоточены в одном месте, и для этого не привлекаются сторонние ресурсы.
Результатом всех этих усилий стал великолепный тонарм, который безупречно сочетается с фирменными вертушками. Он несколько длиннее (267 мм) большинства известных тонармов; длина такая же, как у знаменитых Breuer.
С другой стороны, благодаря эффективной массе 14 грамм тонарм Raven хорошо приспособлен для работы со многими MC-головками (эту цель ставил перед собой Уошник).
Сборка и установка
Raven 10.5 прибыл в картонной коробке прямо из Германии. Внутри коробки находится красивый чемоданчик из черного пластика. Открыв защелки и откинув крышку, я увидел, что все части тонарма размещены в углублениях упаковки из мягкого синтетического материала и закрыты плоской пластиной из того же материала. Кроме основных частей (включающих три разных противовеса) в комплекте есть установочный диск из нержавеющей стали для моего проигрывателя Raven Two, подробное иллюстрированное руководство, приспособления для регулировки тонарма, шаблон для установки, VTA-измеритель, три ключа-шестигранника разных размеров и тряпочка для ухода за тонарамом.
Инструкция по эксплуатации детально, шаг за шагом описывает процесс сборки, указывая на трудности и ловушки. Предостережение «Не ослаблять винты» встречаются в инструкции в отношении VTA-регуляторов и подшипника. Поэтому не делайте этого. Инсталляция не вызвала затруднений: действуя довольно медленно с перерывами на написание настоящей статьи и осмысление впечатлений, я затратил на всю процедуру чуть более 45 минут.
Подъемный механизм уступает по качеству другим частям тонарма: его крошечные винтики все норовили выскользнуть из рук, когда я пытался их завернуть. Позже Уошник рассказал мне, что механизм произведен компанией Jelco в Японии, и это понятно.
Хотя я в итоге совладал с подъемником и заставил его функционировать нормально, должен признать, что ему недоставало точности и солидности других частей тонарма, произведенных в германских мастерских.
Я без осложнений установил свою головку; шелл выглядит деликатно, но не хрупко.
Внимание: чтобы не поцарапать черной анодированной поверхности, нужно обязательно использовать комплектные пластиковые шайбы и прокладку. Юстировочный инструмент TW-Acustic имеет сетку, соответствующую трем основным методам: Baerwald, Löfgren и Stevenson. I предпочел Baerwald.
Выбор противовеса зависит от используемого звукоснимателя. Мой Zyx Airy 3 с Silver Base весит 8 г, поэтому можно было использовать как меньший (4–10 г), так средний (8–14 г) противовес. Большой противовес рассчитан на работу с головками от 12 до 20 г. Таким образом, можно считать этот тонарм вполне универсальным. Стальные противовесы напоминают лабораторные инструменты, приятно лежат в руке и плавно идут по резьбе; оперировать ими одно удовольствие. Сначала я поставил средний противовес, установив прижимную силу около 1,8 грамм, и все было готово к испытаниям.
Вертикальный угол захода игры я вывел при помощи приспособления TW-Acustic, калиброванного для регулировок в диапазоне 20 мм. Вращением регулировочного колеса можно поднимать и опускать тонарм в пределах ±10 мм. При помощи шаблона я установил горизонтальную линию тонарма на 12 см выше пластинки, помня, что мог бы выставить угол также на слух, прямо во время проигрывания пластинки. По ощущениям качество изготовления деталей тонарма — высочайшее: оперирование протекало исключительно гладко, без малейших затруднений.
Регулировка антискейтинга вполне наглядна. В зависимости от поведения тонарма в зоне выходной спиральной канавки нужно закручивать или ослаблять магнитный винт. Как и в случае других частей тонарма, болт двигался по резьбе необыкновенно гладко. Все части подогнаны механизма друг к другу с высочайшей точностью.
Регулировка азимута в Raven 10.5 осуществляется при помощи винта, прижимающего шелл к трубке, однако я оставил все как есть, поскольку не обнаружил проблем со стабильностью отображения женских голосов и скрипок в пространстве музыкальной сцены.
Тонарм TW-Acustic работал без сучка и задоринки от первой до последней минуты тестирования. Воспроизводились главным образом стерео записи при помощи головки Zyx Airy 3, обладающей средней гибкостью и обеспечивающей стабильно хороший трекинг. В ходе начальных установочных процедур я предпринял лишь одно действие: заменил средний противовес на малый, так как почувствовал, что благодаря последнему впечатляющий Raven 10.5 производит еще более быстрое и пластичное звучание без ущерба для других его параметров. В этом случае музыка течет, кажется, более свободно.
Прослушивание
С самого начала стало ясно, что звучание Raven 10.5 превзошло ожидания. Практически без обкатки нового изделия в звучании проявилась большая колористическая глубина и объемность середины при органической ритмичности музыки. По сравнению со звучанием тех же записей в других условиях было больше тонкости, изысканной гибкости, более богатой была внутренняя деталировка. И было больше баса…
5-й фортепианный концерт Бетховена в исполнении Клаудио Аррау и Оркестра Концертгебау под управлением Бернарда Хайтинка (LP, Philips Festivo 6570 086) передавался более основательно, с лучшим ощущением интонационной структуры нижнего регистра и поэтому более масштабно. Оркестр звучал глубже и строже, чем раньше. Скрипки источали тепло, а не резкость, а альты, виолончели и контрабасы способствовали укрупнению оркестровой звучности и создавали надежный фундамент партитуры. Нижние октавы рояля, на котором играл Аррау, подавались более насыщенно и мягко, аккорды раздавались подобно колоколу, трели звенели сладкозвучно, а проявившиеся высокие гармоники придавали звучанию сияние. В сольном вступлении к первой части Allegro был слышен приятный рокот арпеджио, извлекаемых Аррау по всей клавиатуре, а верхний бас обладал плотностью, которой я не встречал прежде. Аррау известен своим красивым туше, однако благодаря скорости и отзывчивости Raven я слышал много совершенно новых нюансов; улучшилась способность системы к передаче тончайших аспектов фортепианного звучания.
Ровно в той же степени, в какой при воспроизведении концерта Бетховена с Аррау на меня произвели большое впечатление ясность, острота и органическая пластичность Raven 10.5, меня очаровало необыкновенное звучание композиции в стиле свинг: «How High the Moon» из альбома Эмилу Харрис Evangeline (LP, Warner Bros. BSK 3508). Выпукло и цветисто преподносилось соло Тони Райса на акустической шестиструнной гитаре в экспрессивном сопросождении электрической ритм-гитары Альберта Ли. После соло Райса настал черед синкопированного, остро-ритмичного проведения на мандолине Рики Скэга. После еще одного сдрежанного хоруса певицы последовало соло Ли на пустотелой электрогитаре — теплое, вспыльчивое и искристое. В завершении звучал стальной фанк в исполнении Джерри Дугласа на домашней акустической гитаре Добро. Бэк-вокал Черил Уоррен и Шэрон Уайт источал гармонию и приязнь, напоминая студийные струнные. Сменяющие друг друга тембры ассоциировались со сложным кушаньем, приправленным чабрецом, который открывает свежие вкусовые оттенки.
Но из всей знакомых записей, которые проигрывались при помощи тонарма Raven, одна произвела на меня самое сильное впечатление — это струнные секстеты Брамса в исполнении Кливлендского квартета, Пинхаса Цукермана и Бернарда Гинхауса (LP, RCA ARL2-4054). В первой части Секстета №1 си-бемоль мажор, Allegro ma non troppo, было как никогда много драмы и раскрепощенной чувственности. Скрипки в верхнем регистре звучали роскошно и чуточку пикантно, а мелодии виолончели и альта вздымались подобно приливному морю. Очень красиво передавалось пиццикато виолончели и альта. Пострясающе глубокой и объемной была музыкальная сцена, с необыкновенной ясностью отображались тембры и пространственные образы инструментов. Волнообразное течение музыки напомнило мне, что Брамс черпал вдохновение в венгерских танцах. Инструментальные партии излучали гармоники, которые никогда не заслоняли самих нот. Это было просто потрясающе! Между мной и музыкой отсутсвовали какие-либо препоны. Все преподносилось артикулировано, налицо были крупный и протяженный бас, фантастическая ритмичность и телесность без малейшего ущерба для цельности восприятия музыки.
Слаженность, скорость и ясность
Слова «слаженность», «скорость» и «ясность» настолько часто фигурировали в моих заметках, что я стал задумываться, благодаря каким своим конструктивным особенностям тонарм обеспечивает эти великолепные качества. Я предположил, что органично свойственная звучанию глубокая чувственность обусловлена простотой конструкции, высочайшим качеством подшипника, относительно небольшим число конструктивных элементов и безупречным их согласованием между собой.
Raven 10.5 очень стабилен, великолепно противостоит резонансам или, по крайней мере, держит их на предельно низком уровне. Результат – лучшая скорость, более высокая точность и масштабный, отлично артикулированный бас при минимуме шероховатостей в чем бы то ни было. Масштаб и ювелирная нюансировка, отличная импульсная реакция, макро- и микродинамика… Совершенно ясно, что Raven извлекает намного больше музыки из канавок грамплатинки.
То же самое можно сказать о джазовых записях. Много вечеров подряд я слушал грампластинки: Арта Пепера с большим ансамблем, биг-бэнд Дюка Эллингтона 1960-х годов, хард-боп Чарли Мингуса, «Jazz Messengers» Арта Блейки, босса-нову Стена Гетца и Жоао Джильберто. Во всех случаях Raven оказывался на высоте, более остро подавая изысканную джазовую ритмику и создавая ощущение спонстанности, сиюминутности музицирования.
Богатое звучание этих пластинок тонарм TW-Acustic передавал предельно убедительно, раскрывая много новых деликатных деталей и эмоциональных оттенков. Например, голос Сары Воан в композиции "You’re Blasé" на пластинке How Long Has This Been Going On? (LP, Pablo 2310-821), мне казалось, покачивался на волнах музыки точно гондола в водах веницианского Большого Канала летней ночью. Вода струилась, когда своим свободным голосом Сара вела мелодию, поднимаясь и опускаясь на гребнях ее волн. Соло на рояле Оскара Питерсона было кристально чистым и красноречивым, а тонкие и живописные прикосновения щеточек Луиса Беллсона к малому и большому барабанам выразительно оттеняли томную мелодию. Приблизительно в середине композиции проявился красивый и насыщенные голос электрогитары Джо Пасса. Но когда звучало основное проведение темы в исполнении Сары Воан, мне казалось, что ее голос подобен лодке, а тенор-саксофон — веслу, и вместе они скользят в музыкальном потоке, исполненном глубокого дыхания и мерцающего вибрато. Тонарм Raven 10.5 создавал иллюзию присутствия в джаз-клубе во время исполнения этой вещи, а я как раз слышал ее живьем.
Сравнение тонармов:TW-Acustic Raven 10.5 против Tri-Planar Mk.VII Ultimate II
В течение уже более трех лет моим эталонным тонармом был Tri-Planar Mk.VII Ultimate II. Эта карданная модель известна своим большим, слегка цветистым звучанием, скорее чувственным, чем прохладно-аналитичным.
Tri-Planar Mk.VII Ultimate II пользуется репутацией одного из самых точных тонармов, имеет калиброванный VTA-регулятор с дополнительной верньерной шкалой, обеспечивающей высокую точность и повторяемость настроек. Подшипник представляет собой полированную конусную иглу, а вертикальный подшипник располагается на уровне грампластинки, а не на уровне шелла, как сделано в Raven; теоретически это уменьшает эффект качелей, когда игла скользит в канавке. Наконец, эффективная длина Tri-Planar — 250 мм, что на 17 мм меньше, чем у Raven, а эффективная масса меньше на 3 грамма. Самым сильным соперником Tri-Planar Mk.VII UII до настоящего времени был Graham Engineering Phantom II Supreme. Оба тонарма производятся в США и по цене близки Raven 10.5.
После пары месяцев прослушивания Raven 10.5 вместе с моей вертушкой Raven Two, я переключился на Tri-Planar, которому предложил те же пластинки, что взял на заметку во время прослушивания Raven. Непросто было отдать предпочтение одному из тонармов.
Надо учесть, что голос Raven 10.5 шлифовался посредством проигрывателя TW-Acustic, подобного моему. По части разрешения, скорости, прозрачности, драйва и остроты различия между тонармами, установленными на моем проигрывателе, были объективно широки. Tri-Planar четко транслировал глубину и дыхание музыкальной сцены, а высокоточный верньерный регулятор гарантировал повторяемость настроек.
Однако у Raven более убедительно получался сюжет сцены, а звучание в целом было потрясающе артикулированным, экспрессивным и точным. Тонарм TW-Acustic в партнерстве с проигрывателем TW-Acustic преподносили музыку более изыскано. Было больше динамики и тонких оттенков в каждом исполнении, глубоких эмоциональных подвижек, связанных с манерой и штрихом: гитарист касался струн то ближе, то дальше от подставки, брал аккорды медленно медиатором или энергичным пальцевым движением. С Raven была ясно различима временна´я энергия музыки, паузы между нотами были живыми и наполненными смыслом. Тонарм Raven 10.5 показывал превосходную атаку.
Очень важное достоинство Raven 10.5 заключается в том, что тонарм позволяет легко слышать глубокие различия между записями. Например, тонарм TW-Acustic мгновенно показал, что на пластинке Philips с концертами Моцарта в исполнении Альфреда Бренделя оркестр звучит тепло и непритязательно, а динамический диапазон сужен по сравнению с альбомом Columbia Masterworks, содержащим 26-й и 27-й концерты в интерпретации Робера Казадезюса и Клевлендского оркестра под управлением Джорджа Сэлла — эта пластинка звучала детально и вместе с тем ярко и сухо. Эти различия показывал и Tri-Planar, хотя и не так выпукло, не так безоговорочно, как Raven. Предположу, что Tri-Planar сможет отлично работать со множеством вертушек, однако комбинация проигрывателя TW-Acustic Raven Two и тонарма Raven 10.5 подводит слушателя гораздо ближе к сути записанной на пластинке музыки.
Raven 10.5 обладает способностью охватывать больше звуковых событий, чем Tri-Planar Mk.VII Ultimate II. Некоторые специалисты, описывая аналогичное положение в рамках тестирования других компонентов, говорят об эффекте прибавления громкости на 2–3 дБ при переключении с одного тонарма на другой. Признавая это сравнение удачным, я, тем не менее, предпочту сказать, что более простой и лаконичный дизайн Raven организует максимально короткий интерфейс в аналоговой цепи, позволяя более точно извлекать музыкальный сигнал из канавки и передавать его электронике. Результат захватывает тебя немедленно и без остатка. Прибегая к старой аналогии, скажу, что я переместился из середины в шестой ряд партера без потери ощущения объема и ясности музыкальной материи при изменении дистанции. Это были ощущения принципиально другого, более высокого уровня: я поспринимал музыку не только ушами, но и всем своим телом. Благодаря Raven 10.5 прослушивание стало намного более глубоким.
Заключение
Пластинка с «Весной священной» Стравинского с Колином Дэвисом и Оркестром Концертгебау долго хранилась у меня на задней полке. Нет, это отнюдь не плохая запись или посредственное исполнение. Многие предпочитают трактовку Дэвиса как более объективную, академичную и чувственную по сравнению с другими. Однако этот диск всегда звучал плосковато в отличие от, скажем, лондонской версии с Зубином Метой и Лос-Анжелесским оркестром или Георгом Шолти и Чикагским симфоническим.
Воспроизведение этой записи Philips при помощи тонарма TW-Acustic Raven 10.5 придало музыкальной архитектуре новое звуковое измерение, звучание было таким, которого я никогда прежде не слышал. На месте были нега и тембровое богатство деревянных духовых и струнных, но эти качества проявились более рельефно, а выдвинувшиеся из глубокого объема музыкальной сцены большой барабан и литавры приняли на себя роли главных персонажей драмы. Большой барабан, особенно в последней части «Весны», придал мощный стимул музыкальному движению, вел музыку уверенно и твердо. Причем, звучание было не оглушающим, а сильным, напорстым, драматичным и захватывающим. Благодаря способности отрабатывать края частотного диапазона, передавать изыски интонации и атаки тонарм Raven с легкостью вскрывал глубочайший бас, преподносил нижний регистр потрясающе музыкально. В общем, звучание было более… живым.
И что же в итоге?
В итоге я купил Raven 10.5. Теперь это мой тонарм.
Если у вас есть вертушка уровня моей Raven Two, то я убедительно рекомендую приобрести Raven 10.5.
Гаррет Хонго
Техника, использованная во время тестирования:
Аналоговые источники:
проигрыватель грампластинок TW-Acustic Raven Two, тонарм Tri-Planar Mk.VII Ultimate II, звукосниматель Zyx Airy 3 (0,24 мВ)
Цифровые источники:
CD-проигрыватель Cary 303/300, Apple iMac с JoLida Glass Tube DAC
Предусилители: deHavilland Mercury 3, Lamm LL2.1 (линейные); Herron VTPH-2 (фонокорректор)
Усилители мощности: deHavilland KE50A, Herron M1 (моноблоки)
Акустические системы: Von Schweikert Audio VR5 HSE
Акустические кабели: Siltech 330L, 330L перемычки
Межкомпонентные кабели (все RCA): Siltech 330i, Auditorium 23
USB-кабели: Wireworld Starlight 6, Wireworld Silver Starlight
Сетевые кабели: Cardas Golden Reference, Fusion Audio Predator и Impulse, Harmonix XDC Studio Master, Thor Red, Wireworld Stratus
Сетевой кондиционер: Weizhi PRS-6
Аксессуары: пятиполочная стойка Box Furniture S5S, HRS (демпфирующие пластины), edenSound FatBoy (демпферы), Winds VTF-шаблон
TW-Acustic Raven 10.5 Tonearm